[Григориaт; греч. ῾Ιερὰ Μονὴ Γρηϒορίου], во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь. Расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос), в устье потока Хрeндели, на невысокой (до 20 м) прибрежной скале, между мон-рями Симонопетра и прп. Дионисия. Занимает 17-е место в иерархии 20 афонских мон-рей (c 1574). Игумен - архим. Георгий (Капсанис). Общее число братии - 86 чел.: 80 - в мон-ре и 6 - в зависимых от него келлиях. Главные праздники: дни преставления и перенесения мощей свт. Николая Чудотворца (6 дек. и 20 мая), память прмц. Анастасии Римляныни (29 окт.), память основателя мон-ря прп. Григория Нового (7 дек.), память прп. Григория Синаита и его учеников (3-я Неделя по Пасхе).
Мон-рь управляется пожизненно избираемым на общем собрании братии игуменом, к-рый имеет духовную власть над братией. Исполнительную власть он разделяет с эпитропией из 2 членов, законодательную власть осуществляет герондия (духовный собор или совет старцев).
Г. м. принадлежат 9 кафизм в окрестностях мон-ря: прор. Илии, преподобных отцов, во Св. Горе Афонской просиявших, Пресв. Богородицы, св. Апостолов, ап. Иоанна Богослова, прор. Илии на Горе, вмч. Артемия, вмч. Георгия и первомч. Стефана; 5 келлий в Карее: мч. Трифона, основанная в X в. и служащая представительством мон-ря в Протате; свт. Филофея, патриарха К-польского, на месте келлии Всех святых, купленная мон-рем в 1661 г. и отстроенная заново в 1996-1997 гг.; Сретения Господня, где размещается братство Иосафеев, занимающихся иконописанием; св. Бессребреников, предоставленная др. братству иконописцев - Пахомеям; свт. Николая Чудотворца, недавно восстановленная из развалин мон. Александром, а также келлия святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Капсале, в к-рой нек-рое время подвизался прп. Никодим Святогорец.
В наст. время мон-рь имеет ряд подворий (метохов): ц. св. Бессребреников в Арте, церкви вмч. Георгия и Успения Пресв. Богородицы в Фессалонике, подворье Авлида в номе Беотия, Вулциста близ Веррии, владения в дер. Куварас (Аттика), ц. Пресв. Богородицы Миртидиотиссы и свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского (в Халкиде), Партенонос (или Григориатико) близ Неос-Мармарас на п-ове Ситония.
По мнению исследователей, Г. м. был основан ок. 1310-1314 гг. Об обстоятельствах возникновения Г. м. и о раннем периоде существования обители почти не сохранилось сведений, т. к. мон-рь неоднократно разрушался во время пиратских нападений и пожаров (1500, 1761) и архив его утрачен. Название мон-ря связано с именем его основателя - прп. Григория, о личности к-рого высказывались различные предположения. По одной версии, основателем Г. м. считался прп. Григорий Синаит, по другой - некий Григорий Сирианский, согласно третьей - прп. Григорий Новый, ученик Григория Синаита. В наст. время последняя т. зр. является общепринятой, ее придерживается и григориатский игум. Георгий, посвятивший изучению этого вопроса особое исследование (Γεώρϒιος (Καψάνης). 1979. Σ. 108-116). По собранным игум. Георгием сведениям, прп. Григорий Синаит, пришедший в нач. XIV в. на Св. Гору с Синая, подвизался в разных труднодоступных местах, в т. ч. и на месте буд. Г. м., у потока Хрендели, где собралось множество его последователей. В одном из поздних списков Жития Григория Синаита, составленного Каллистом I, патриархом К-польским (Ath. Gregor. 34, после 1851), есть пояснение, что основанные преподобным келлии у потока Хрендели стали называться его именем после того, как его ученики в 1310 г. построили на этом месте обитель во имя свт. Николая Чудотворца (Ibid. Σ. 109). Т. о., Г. м. основал не Григорий Синаит, а его ученики, что также подтверждается полным отсутствием упоминаний об основании им мон-ря в его Житии, службе ему, синаксарях и др. источниках. Имя Григория Сирианского (т. е. из г. Сирианы на о-ве Крит) встречается в одном из документов (Ath. Paul. 34, Fol. 4) под 1401 г., где он выступает в качестве свидетеля в спорном вопросе о границах между 2 соседними с Г. м. мон-рями, но он не может быть признан первым ктитором из-за хронологического несоответствия (известно, что в 1347 в Г. м. игуменствовал Каллистрат). По господствующему в наст. время мнению, обитель основал один из учеников Синаита - прп. Григорий Новый, память к-рого, подобно ктиторам др. афонских мон-рей, совершается на следующий день после престольного праздника обители. Из гимнографических и агиографических источников известно, что он был родом из Сербии, до основания Г. м. прошел многолетний искус в «вертепах, и горах, и пропастех земных» Фракии и Афона, стяжал мн. дары Св. Духа и по внушению свыше устроил мон-рь (Ibid. Σ. 113). В службе преподобному говорится, что место основания Г. м. было указано ему божественным светом, и упоминается об избавлении им мон-ря или даже большей части Афона от нападения пиратов-«варваров», когда по молитве преподобного их корабли чудесным образом затонули (Ibid. Σ. 114; Ζίας, Καδᾶς. 1998. Σ. 18). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца Григорий Новый называется исихастом, т. к. наследовал от Григория Синаита дар непрестанной молитвы. Из-за частых пиратских нападений Григорий Новый оставил Св. Гору и переселился в Сербию, где основал мон-рь Ждрело (совр. Гoрняк), в к-ром в наст. время находятся его честные мощи. Серб. исследователи (в т. ч. еп. Афанасий (Евтич)) относят основание этого мон-ря к 1378 г., а кончину Григория Нового - к 1380 г. (Γεώρϒιος (Καψάνης). 1979. Σ. 115). Согласно службе, его мощи были обретены в результате неких чудесных знамений и прославились множеством исцелений (Ibid. Σ. 114-115; Ζίας, Καδᾶς. 1998. Σ. 18). В 1977 и 1979 гг. 2 частицы мощей Григория Нового были официально переданы Г. м. и торжественно перенесены на Афон, где от них также происходят исцеления.
По монастырскому преданию, Григорий Новый первоначально подвизался в небольшой пещере, расположенной выше нынешнего мон-ря. Здесь, помолившись и ударив голую скалу своим жезлом, он извел источник, не иссякающий и по сей день. Когда вокруг него собралось достаточное количество учеников, они спустились к морю и на широкой прибрежной скале основали мон-рь, освятив его во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Видимо, Григорий Новый с особым благоговением относился к свт. Николаю Чудотворцу, т. к. и 2-й основанный им мон-рь был посвящен этому же святому. По др. версии, Г. м. был вверен свт. Николаю, покровителю плавающих, поскольку он стоял на берегу моря, причем на месте древнего храма Посейдона, остатки к-рого и сегодня можно видеть на арсанасе (пристани).
Древнейшее упоминание Г. м. содержится в хрисовуле визант. имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), выданном мон-рю прп. Дионисия, в к-ром обитель названа Григориатикон, т. е. мон-рь Григория. Подпись игумена Г. м. иером. Каллистрата впервые встречается в акте Протата 1347 г. В хрисовуле серб. кор. Стефана IV Душана (1348) фигурирует игум. Каллист. В 1364 г. серб. деспотом Иоанном Углешей были установлены границы между Г. м. и мон-рем Симонопетра (Βησσαρίων (Μίχας). 1954. Σ. 9-10). В 1394 г., когда на Афоне было 25 мон-рей, Г. м. занимал 22-е место в их иерархии (Meyer. 1894. S. 197). Из тур. документа 1429 г. известно, что Г. м. принадлежали владения в Сидирокавсии, в Лонгосе (п-ов Ситония) и в Кассандрии (Βαρλαάμ (᾿Αϒϒελάκος). 1921. Σ. 172-173).
Акт Зографского мон-ря (1483) подписан проигум. Г. м. Аверкием по-славянски. Хиландарский старец Исаия (1489) указывает, что число иноков в Г. м. достигло 270 чел., и называет этот мон-рь сербским (Три древних сказания. 1882. С. 5). Эти сведения подтверждаются тем, что по-славянски подписали ряд документов игумены Г. м. Спиридон (1496), Никифор (1503-1513), Гавриил (1526), Никанор (1541) (Παυλικιάνωφ. 2002. Σ. 16-20). По всей видимости, в Г. м. подвизались не только серб., но и болг. монахи (Ibid. Σ. 14-22).
В 1497 г. мон-рь серьезно пострадал от нападения агарян, т. е. араб. пиратов. В том же году Г. м. был восстановлен сыном молдав. господаря Александром. В хрисовуле 1500 г. сообщается, что мон-рь, в очередной раз сожженный и полностью разрушенный пиратами, был отстроен молдав. господарем Стефаном III Великим (1457-1504), пожертвовавшим на это немалые средства (Βαρλαάμ (᾿Αϒϒελάκος). 1921. Σ. 47). Новое опустошение последовало в 1513 г. Помощь обители снова оказали правители дунайских княжеств. В актах 1513, 1575, 1626, 1627, 1628, 1671 и 1679 гг. идет речь о споре между Г. м. и Эсфигменом относительно владений, принадлежащих их подворьям на п-ове Халкидики (Ζίας, Καδᾶς. 1998. Σ. 20). В 1513 г. игум. Никифора, видимо, сменил Спиридон, к-рый, согласно акту Протата за указанный год, приобрел для Г. м. келлию мч. Трифона в Карее для устроения в ней конака (представительства мон-ря). В том же документе сообщается, что Спиридон восстановил обитель на средства молдав. господарей, сделав ее лучше прежней. В документе 1530 г. он же упоминается в качестве строителя внешней стены, т. е. совр. «среднего крыла», включающего колокольню.
С 1574 г. до наст. времени Г. м. занимает 17-е место в иерархии афонских мон-рей. Число насельников Г. м. в кон. XV - 2-й трети XVIII в. существенно колебалось. По подсчетам исследователей, выполненным на основании свидетельств паломников и монастырских посольств, в 1489 г. в мон-ре было 270 чел., в 1530/31 г.- 39, в 1561 г.- 70, в 1569 г.- 42, в 1634/35 г.- 127, в 1661 г.- 50, в 1677 г.- 60, в 1709 г.- 50, в 1765 г.- 40 чел.; в 1582/83 г. мон-рь, возможно, находился в запустении (Фотић. 2000. С. 99). В посл. четв. XVII в. Г. м. относился к числу беднейших афонских обителей. В 1678 г. его доля в синдоксии (общеафонских сборах на выплаты османским властям) равнялась 25 грошам, т. е. составляла не более 1/4 суммы, выплачивавшейся каждым из таких мон-рей, как Великая Лавра, Ватопед и Хиландар (Там же. С. 77).
Об истории обители до 1761 г., когда из-за пожара Г. м. был разрушен почти до основания, сохранилось крайне мало сведений. Описание В. Григоровича-Барского, дважды посетившего эту обитель (1725, 1744), снабженное точным рисунком, является важнейшим свидетельством о мон-ре до пожара. Г. м. был тогда самым небольшим мон-рем на Св. Горе и представлял собой одно строение «наподобие столпа или крепосты с высокимы стенамы» высотой 3 или 4 этажа (Григорович-Барский. Второе посещение. 1887. С. 358). Маленький крестово-купольный собор во имя свт. Николая Чудотворца не находился в центре монастырского комплекса, а был встроен в вост. стену. Он имел купольный свод (без барабана) и покрытую свинцом крышу (Там же. С. 360). В монастырский ансамбль входили 4 храма, трапезная, гостиница, больница и 80 монашеских келий с балконами (Там же. С. 358).
Важным событием в жизни Г. м. стала передача ок. 1765 г. мон-рю значительной части мощей прмц. Анастасии Римляныни, к-рая почитается покровительницей обители вместе со свт. Николаем Чудотворцем и прп. Григорием Новым.
После пожара, в 1762-1783 гг., мон-рь восстанавливал игум. Иоаким Скевофилакс из Акарнании, к-рый получил прозвище Макригенис (Длиннобородый) после происшедшего с ним чудесного знамения. Когда иноки из Г. м. пришли к нему в окрестности Малого скита св. Анны, куда он удалился для особого подвига, и попросили позаботиться о восстановлении обители, он сказал, что, когда у него вырастет борода, тогда произойдет и возрождение Г. м. Вскоре у Иоакима, к-рый был до этого лысым и безбородым, выросла борода до земли (῾Ιερὰ Μονὴ ῾Οσίου Γρηϒορίου. 2003. Σ. 31-32). Согласно др. варианту этой легенды, Иоаким, узнав о пожаре, отправился посмотреть, что стало с мон-рем. Когда он достиг келлии св. Архангелов, откуда открывается вид на Г. м., и увидел обгоревшие развалины, то в отчаянии стал взывать к покровителю мон-ря свт. Николаю Чудотворцу. Святой явился Иоакиму и сказал ему, что Г. м. возродится вновь, знамением чего будет чудесно выросшая борода. Отправившись в К-поль и Молдавию, Иоаким сумел собрать там необходимые средства, вернул разошедшихся по разным местам монахов и возглавил строительство мон-ря. По преданию, в К-поле он случайно встретился с султаном, к-рый был поражен его разумом и внешностью и подарил на восстановление мон-ря 25 тыс. номисм. В возрождении обители Иоакиму помогали господари Молдавии и Валахии Александр Гика (хрисовул 1777 г.) и Александр Ипсиланти (хрисовул 1778 г.), митр. Унгро-Влахийский Григорий II и мн. фанариоты (Σμυρνάκης. 19882. Σ. 629-630). Уважение этих жертвователей Иоаким заслужил тем, что на часть денег, данных ему султаном, выкупил из пиратского плена мн. христиан, гл. обр. румын, и способствовал возвращению их на родину. Получив немалые средства, он не только заново отстроил Г. м. и приобрел для него недвижимость на п-ове Халкидики, но и помогал др. бедствующим мон-рям и келлиям Св. Горы, а также восстановил мон-рь Преображения Господня на о-ве Проти в Мраморном м. (1785). В храме этого мон-ря на мраморной доске об Иоакиме Макригенисе говорится, что «невозможно сосчитать, сколько он добра принес людям, и освобождал многих повсюду, и помогал сиротам, и вдовицам, и бедным» (Ibid. Σ. 630). Для подворий Г. м. были также переданы 2 мон-ря - свт. Спиридона Тримифунтского в Бухаресте и Путна в Молдавии, причем последний Иоаким Макригенис сразу же возглавил в качестве игумена. Он почил в больнице Г. м., пользуясь всеобщим уважением, ок. 1815 г. в возрасте 105 лет. Иоаким Макригенис считается почетным ктитором обители и изображен на фреске в притворе собора.
Примеру Иоакима Макригениса последовали удалившиеся на покой в Г. м. митрополиты Григорий Кассандрийский и Дамаскин Фессалоникийский, к-рые из своих средств помогали восстановлению мон-ря. При преемниках Иоакима Г. м., бывший общежительным, снова переходит на особножительный (идиоритмический) устав.
В Г. м. подвизались новомученики Лука Митилинский († 1802), Герасим Карпенисийский († 1812) и Игнатий Новый († 1814). В кафизме Пресв. Богородицы монашествовал нек-рое время прп. Акакий Новый Кавсокаливит († 1730), прежде чем он окончательно поселился в Кавсокаливиях.
Во время Греческой национально-освободительной революции (1821-1829) Г. м., как и проч. мон-ри Св. Горы, заняли турки. Тогда мн. монахи в стенах и вне мон-ря приняли мученическую смерть, пытаясь защитить святыню. Турки сожгли в печи все книги обители, а в соборе сделали стойло. Однако нек-рые монахи успели отплыть в освобожденную Грецию с мощами и реликвиями. От тех тяжелых лет тур. оккупации и подавляющей нищеты сохранился документ, в к-ром малочисленная братия просит Великую Лавру взять их мон-рь под свою опеку в качестве подворья: «…мы, смиренные ваши рабы… не смогли управиться сами… и оставляем монастырь, который с нашего общего согласия отдаем вам как подворье, и управляйте им, как вас просветит Бог» (᾿Αλέξανδρος Λαυριώτης (Λαζαρίδης). 1966. T. 1. Σ. 55-56). О том, какова была реакция на эту просьбу, сведений не сохранилось, но, видимо, лавриоты сами находились в бедственном положении и от предложения отказались. Уцелевшие из отбывших во время восстания монахов возвратились в 1830 г. в Г. м. с о-ва Сифнос вместе с сохраненными ими мощами и реликвиями.
В 1820 и 1853 гг. разлившимся горным потоком были смыты в море причал Г. м. с лодками, мельница и др. прибрежные строения (῾Ιερὰ Μονὴ ῾Οσίου Γρηϒορίου. 2003. Σ. 32-33). В 1890 г. над мон-рем случился лесной пожар, к-рый был потушен чудесным образом, когда из обители вынесли мощи прмц. Анастасии Римляныни.
В 1840 г. благодаря инициативе и десятилетним стараниям (1830-1840) ученого мон. Григория Византийского указом К-польского патриарха Анфима IV Г. м. снова стал общежительным мон-рем. Его новым игуменом был избран иером. Неофит (1840-1848), ученик Феодорита Эсфигменита, подвизавшийся до этого в скиту св. Анны. При нем к собору был пристроен экзонартекс, а его преемник игум. Даниил из Загоры (1848-1859) устроил в соборе парекклисион (придел) во имя прп. Григория Нового (1851), выстроил рядом с мон-рем дом для рабочих и организовал подворье Вулциста близ Веррии. Обитель достигла расцвета при игум. Симеоне (Ангелидисе) из Триполи (1859-1905). Он принял постриг в мон-ре св. Павла, был приглашен в Г. м. в качестве диакона и в том же году в 29-летнем возрасте был рукоположен во иерея и избран игуменом. Игум. Симеон был наделен мн. духовными дарованиями и адм. талантом, обладал большим умом, проницательностью, сильной волей и неутомимым трудолюбием. В результате его деятельности полностью был выплачен огромный долг мон-ря, достигавший 170 тыс. золотых грошей, а все строения отремонтированы. К монастырскому комплексу он пристроил новое крыло, образовавшее вместе со старым еще один двор с новыми вратами, чем удвоил первоначальную площадь обители. Также им были отстроены подворья вне Св. Горы, служившие в нач. ХХ в. опорными пунктами греков в освободительной войне за независимость Македонии. Необходимые для работ средства поступали в основном от использования недвижимых владений мон-ря, а также от добровольных жертвователей, причем известно, что Симеон сам ездил за поддержкой в Валахию. К-польский патриарх Иоаким III (1901) отзывался об игум. Симеоне как о «преобразователе» и «восстановителе» Г. м., в мон-ре его считают 4-м ктитором после прп. Григория Нового, игуменов Спиридона и Иоакима Макригениса.
Игум. Иаков (1905-1910) был незаурядной личностью и обладал мн. добродетелями. За годы игуменства он уладил территориальные вопросы по 2 подворьям обители, Вулциста и Партенонос. Его преемниками по игуменству были Косма (1910-1914), Димитрий (1914-1916), Георгий I (1916-1924). В 1924 г. мон-рь возглавил игум. Афанасий Григориатский, в к-ром сочетались таланты исихаста и пастыря. Он оставил о себе память как о св. человеке (Херувим (Карамбелас). 2002. С. 53-130). Его преемниками были: Феодор (1937-1943), Виссарион (1944-1972), поминаемый в числе ктиторов обители за адм. дарования и неустанную заботу о поддержании мон-ря, Дионисий (1972-1974), Георгий II (с 1974).
Игум. Георгий (в миру Георгий Капсанис), управляющий мон-рем в наст. время, окончил Богословский фак-т Афинского ун-та со степенью канд. богословия (тема дис.- «Пастырская забота Церкви о заключенных». Афины, 1969), затем преподавал там на кафедре пастырского богословия. В 1972 г. принял постриг в мон-ре Успения Пресв. Богородицы Пендели, в том же году был рукоположен во диакона, затем во пресвитера и вскоре получил сан архимандрита. После этого он собрал братию из 6 монахов в мон-ре св. Георгия Армас на Эвбее, откуда 8 июля 1974 г. они прибыли на Афон и через неск. дней по приглашению григориатской братии были приняты в этот мон-рь. 26 июля 1974 г. архим. Георгий был избран игуменом Г. м.
В период игуменства Георгия II мон-рем была развита миссионерская деятельность в Колвези в Заире (с 1997 Демократическая Республика Конго) под рук. иером. Космы Григориата (см. в кн.: ῾Ο ἱεραπόστολος τοῦ Ζαΐρ π. Κοσμᾶς Γρηϒοριάτης. ῞Αϒιον ῎Ορος, 1991 (Миссионер в Заире о. Косма Григориат)). После его гибели в автокатастрофе миссионерство было поручено иером. Мелетию, к-рому помогают и др. братья. Мон-рь ведет активную издательскую деятельность. Игум. Георгием написаны книги: ῾Η ποιμαντικὴ διακονία κατὰ τοὺς ἱεροὺς κανόνας. ᾿Αθῆναι, 1976 (Пастырское служение по священным канонам), ῾Η ᾿Ορθόδοξος πίστις μας καὶ οἱ πλάνες τῶν ᾿Ιεχωβιτῶν. ῞Αϒιον ῎Ορος, 19963 (Наша православная вера и заблуждения иеговистов), ᾿Εμπειρίες τῆς χάριτος τοῦ Θεοῦ. ῞Αϒιον ῎Ορος, 19973 (Опыт познания благодати Божией), ᾿Ορθοδοξία καὶ οὑμανισμός - ᾿Ορθοδοξία καὶ παπισμός. ῞Αϒιον ῎Ορος, 19984 (Православие и гуманизм - православие и папизм), ῾Ο σταυρὸς τοῦ Χριστοῦ καὶ ἡ σημασία του στὴν ζωή μας. ῞Αϒιον ῎Ορος, 19983 (Крест Христов и его значение в нашей жизни), ῾Η Κυριακὴ προσευχή. ῞Αϒιον ῎Ορος, 19983 (Молитва Господня), ᾿Ορθόδοξος μοναχισμὸς καὶ ῞Αϒιον ῎Ορος. ῞Αϒιον ῎Ορος, 1998 (Православное монашество и Св. Гора), Θέματα ἐκκλησιολοϒίας καὶ ποιμαντικῆς. ῞Αϒιον ῎Ορος, 19993 (Вопросы экклезиологии и пастырства), Θεὸς ἐφανερώθη ἐν σαρκί. ῞Αϒιον ῎Ορος, 2004 (Бог явился во плоти: Рождественские проповеди), ῾Η εὐχαριστιακὴ ζωή. ῞Αϒιον ῎Ορος, 2004 (Евхаристическая жизнь), ᾿Ανάστασιν Χριστοῦ θεασάμενοι. ῞Αϒιον ῎Ορος, 2005 (Воскресение Христово видевше), ῾Η θέωσις ὡς σκοπὸς τῆς ζωῆς τοῦ ἀνθρώπου. ῞Αϒιον ῎Ορος, 20056 (Обожение как цель жизни человека), ῾Ο ῞Αϒιος Γρηϒόριος ὁ Παλαμᾶς, διδάσκαλος τῆς θεώσεως. ῞Αϒιον ῎Ορος, 20062 (Святой Григорий Палама, учитель обожения), ᾿Ορθοδοξία καὶ ρωμαιοκαθολικισμὸς (παπισμός). ῞Αϒιον ῎Ορος, 2006 (Православие и римокатоличество (папизм)) и др., а также статьи и тексты выступлений по ряду острых вопросов современности (напр., опубликованный в Интернете отзыв на трагические события 11 сент. 2001 в США с призывом к американцам не отвечать злом на зло или призыв к греч. христианам не принимать электронные документы с числом 666). Нек-рые книги игум. Георгия были переведены на рус. язык, напр. «Подвиг во Христе в наше время отступничества от Бога» (М., 1997), «Обожение как смысл жизни человека» (Владимир, 2000), «Об опыте Божией благодати» (Владимир, 2001), «О молитве Господней» (Владимир, 2001).
Г. м. уделяет много внимания критике книг и высказываний нек-рых греч. авторов, дискредитирующих монашество и хулящих правосл. веру. В ежегодном ж. «Преподобный Григорий», к-рый мон-рь выпускает с 1996 г., публикуются проповеди игумена, исторические и агиографические статьи, материалы по таким проблемам, как экуменизм, глобализация, экспансивная политика США и др.
Ряд книг написан и издан григориатскими монахами Артемием, Феологом, Лукой, Филофеем, др. сочинения изданы от имени всего братства: Εἶναι οἱ ἀντιχαλκηδόνιοι ὀρθόδοξοι; ῞Αϒιον ῎Ορος, 1995 (Православны ли антихалкидониты?), ᾿Ορθοδοξία καὶ ἰσλαμισμός. ῞Αϒιον ῎Ορος, 1997 (Православие и ислам), Νέο-εἰδωλολατρικὲς περιπλανήσεις καὶ ἡ ἀληθὴς ἐμπειρεία τῆς ᾿Εκκλησίας μας. ῞Αϒιον ῎Ορος, 20032 (Неоязыческие заблуждения и истинный опыт нашей Церкви), Ϫιόσκορος καὶ Σεβῆρος, οἱ ἀντιχαλκηδόνιοι αἱρεσιάρχαι. ῞Αϒιον ῎Ορος, 2003 (Диоскор и Севир, антихалкидонские ересиархи), Μοναχικὸ σχῆμα, ἰσάϒϒελος βίος. ῞Αϒιον ῎Ορος, 2004 (Монашеский образ, равноангельская жизнь), ῾Ο ἐν Χριστῷ ἀϒώνας μέσα στὴν ἀποστασία τῆς ἐποχῆς μας. ῞Αϒιον ῎Ορος, 20054 (Подвиг жизни во Христе в условиях апостасии нашего времени), ῾Αϒία ᾿Αναστασία ἡ Ρωμαία. ῞Αϒιον ῎Ορος, 20054 (Святая Анастасия Римляныня) и др. Истории мон-ря и его живописному убранству посвящены иллюстрированные издания: Ζίας Ν., Καδᾶς Σ. Οἱ τοιχοϒραφίες τοῦ καθολικοῦ. ῞Αϒιον ῎Ορος, 1998 (Росписи кафоликона), ᾿Οκτὼ φορητὲς εἰκόνες. Ϫιὰ χειρὸς Θωτίου Κόντοϒλου Κυδωνιέως. ῾Ιερὰ Μονὴ ῾Οσίου Γρηϒορίου. ῞Αϒιον ῎Ορος, 2000 (Восемь аналойных икон. Творение Фотия Кондоглу) и ῾Ιερὰ Μονὴ ῾Οσίου Γρηϒορίου. ῾Ιστορία - Τέχνη - ᾿Αρχιτεκτονική. ῞Αϒιον ῎Ορος, 2003 (Монастырь прп. Григория: История, искусство, архитектура).
Г. м. является одной из 4 афонских обителей (Симонопетра, прп. Дионисия и св. Павла), расположенных на скалах и приспособленных к природному рельефу. Он занимает относительно небольшую площадь и принадлежит к числу самых малых святогорских обителей. Его внешний вид напоминает крепость. Мон-рь разделен на 2 части: внутренний двор, строившийся в основном ктиторами XVI в., и внешний двор, образовавшийся позднее, при игуменах Иоакиме и Симеоне. Внутренний двор представляет собой прямоугольное, вытянутое в сторону моря пространство, значительную часть к-рого занимает расположенный в центре кафоликон. К югу от него находится 3-этажный корпус с трапезной (2-я пол. XVIII в., в наст. время трапезная обновлена и расширена за счет богадельни в зап. корпусе), кельями на 1-м этаже и храмами Богородицы «Живоносный Источник» и вмч. Димитрия Солунского на 2-м и 3-м этажах соответственно.
4-этажный зап. корпус был построен при игум. Иоакиме и имеет наиболее величественный вид. В нем расположены покои игумена, зал для собраний, переплетная мастерская и прачечная. Сев., или средний, корпус возведен после пожара 1500 г. и сохранил первоначальный внешний вид (в 1976 перепланирован под монашеские кельи), в нем находятся иконописная мастерская и храм cв. Архангелов, в средней части - 5-этажная колокольня с 10 колоколами. Юж. часть корпуса и всю юж. сторону внешнего двора занимает архондарик с кельями для паломников. Проч. помещения внешнего двора служат в основном монашескими кельями. В наст. время в вост. части двора за древней стеной на скальной породе на уровне ок. 10 м строится новый корпус, в к-ром предполагается разместить б-ку, ризницу, зал собраний, храм во имя св. Иоанна Крестителя, а также монашеские кельи.
освященный во имя свт. Николая Чудотворца (между 1761 и 1768, роспись 1768-1779; внутренний размер 23,68´ 12,9 м, высота 13,27 м), расположен в центре внутреннего двора. Он построен по т. н. афонскому типу крестово-купольного храма с планом в форме триконха с 5-гранной апсидой с востока и 3-гранными апсидами с севера и юга. С запада к храму примыкают притвор (внутренний нартекс, или лити) и экзонартекс (внешний нартекс), с севера - парекклисион (придел) во имя прп. Григория Нового. Храм имеет 5 глав в виде куполов на граненых световых барабанах: по 1 - над основным пространством храма, парекклисионом и входом в экзонартекс, 2 - над притвором. В стене алтарной апсиды помещены 6 полуциркульных окон (по 2 на 3 гранях апсиды), в боковых стенах - по 12 окон разных форм и размеров.
Сохранилась ктиторская надпись о завершении росписи кафоликона в 1779 г., в к-рой названы имена художников - иером. Гавриила и Григория из Кастории. Росписи выполнены в соответствии с традиц. визант. программой декорации храма; отреставрированы в 90-х гг. XX в.
В конхе центрального алтаря помещен тронный образ Богоматери с Младенцем «Платитера» («Ширшая небес») с предстоящими по сторонам архангелами; в руках Богородицы атрибуты царской власти - скипетр и держава. Под конхой расположена композиция «Причащение апостолов», к-рую фланкируют изображения Иисуса Христа (в жертвеннике) и ангела (в диаконнике). Ниже - регистр композиций с евангельскими сценами, иллюстрирующими моменты явления Христа ученикам по Воскресении. В 1-м регистре - ряд святителей.
В наосе, в скуфье центрального купола,- поясной образ Христа Пантократора, окруженный композицией «Небесная литургия». В барабане в 2 регистра изображены пророки. В парусах - 4 евангелиста, между к-рыми над арками свода - «Спас на убрусе», «Спас на чрепии», Спас Еммануил и Христос, благословляющий обеими руками, с открытым Евангелием перед грудью с текстом: «Аз есмь лоза». На внешних гранях арок четверика изображены апостолы от 70 в медальонах.
В наосе размещены композиции евангельского цикла, к-рый изложен очень подробно и занимает основной объем верхней зоны стен наоса (в нек-рых местах в 2 ряда), а также сцены из Акафиста, Богородичного цикла, Жития св. Иоанна Крестителя, образы святых.
Богородичный цикл (в сев.-зап. углу) представлен сценами: «Благовестие прав. Иоакиму», «Рождество Богородицы» и «Введение во храм», на зап. стене - «Успение Богородицы» полного извода (т. н. облачное). Композиции цикла Акафиста расположены по периметру наоса над регистром с ростовыми фигурами святых.
Цикл св. Иоанна Крестителя с центральным изображением «Св. Иоанн Креститель Ангел пустыни» находится в юго-зап. углу храма, его составляют сцены: «Рождество св. Иоанна Крестителя», «Пир у царя Ирода», «Усекновение главы», «Обретение главы».
В нижнем регистре росписи храма и притвора в 3 зонах, разделенных между собой декоративными поясами, изображены в рост многочисленные фигуры святых, представленные по чинам святости: мученики, исповедники, отшельники, преподобные, воины.
Резной дубовый позолоченный 3-ярусный иконостас храма сооружен на средства Григория, митр. Кассандрийского, в 3-й четв. XVIII в. Он является одним из наиболее ценных по художественным качествам наряду с иконостасами мон-рей Эсфигмен и Кутлумуш.
построен ок. 1768 г. и расписан теми же мастерами, что и наос. В нем помещены композиции эсхатологического, апокалиптического и исторического характера. В левом куполе - поясное изображение Христа Ветхого денми в окружении ангелов, в барабане - 11 ветхозаветных патриархов (Иуда, Иосиф и Вениамин в рост, остальные поколенно или по пояс). В парусах изображены св. песнописцы Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Косма Маюмский и Стефан Агиополит за сочинением церковных гимнов. Та же программа повторена в сев.-зап. части притвора: в куполе, в медальоне, поддерживаемом ангелами и херувимами,- Христос Великий Архиерей, благословляющий обеими руками; в барабане - праотцы; в парусах - образы св. гимнографов Киприана, Феофана, Филофея Коккина и Андрея Критского.
В обеих частях притвора в зоне под парусами - изображения мучеников оглавно в медальонах и в рост.
В центральной части свода межкупольного пространства находится редкое изображение «Иисус Христос Слава и Радость святых»: Господь представлен в мандорле в имп. одеянии со знаками царской власти. Его стопы опираются на сферу, под к-рой 2 ангела держат открытую книгу с 10 заповедями. Вокруг мандорлы - ангелы с разнообразными муз. инструментами.
В центральном своде вост. части притвора изображена Св. Троица (т. н. новозаветная) с символами евангелистов по сторонам. К северу от нее - композиция «Всякое дыхание да хвалит Господа» - иллюстрация 148-го псалма, где вокруг Христа представлены славящие Его лики Небесных Сил и святых; круговую композицию, подчеркивая ее вселенский характер, замыкают зодиакальные изображения. На соседних стенах тема хвалы Господу продолжена рядом образов: царя Давида с Псалтирью в руках, музыкантов, танцующих юношей и дев, фантастических животных, аллегорических изображений и др. (Пс 144). В противоположном юго-вост. своде иллюстрируется песнопение «О Тебе радуется».
На сев. стене доминирует композиция «Восстановление иконопочитания» с процессией, несущей образы Христа и Богоматери. Рядом - сюжеты из ВЗ: «Прор. Даниил во рву львином», «Три отрока в пещи огненной», «Жертвоприношение Авраама».
Сев., вост. и юж. стены притвора опоясывает ряд житийных изображений покровителя храма свт. Николая, чей тронный образ помещен над центральной дверью, ведущей из притвора в основной храм. Всего представлено 12 сцен: сокрушение идолов, избавление невинных от смерти, явление во сне царю и эпарху, спасение утопающего на море и возвращение ему жизни, спасение моряков от бури, помощь отцу 3 бедных девиц, исцеление больных, принятие даров от имп. Константина Великого; над юж. и сев. дверями, ведущими в наос,- композиции «I Вселенский Собор» с эпизодом «заушения» свт. Николаем Ария и «Воздвижение Креста», где свт. Николай представлен 1-м во 2-м ряду слева; цикл завершает «Успение свт. Николая».
В нижнем ярусе росписи по сторонам центральной двери в храм помещены тронные изображения Христа и Богородицы с Младенцем. На сев. и юж. стенах - образы преподобных, в т. ч. великих пустынников: Онуфрия, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Афанасия и Петра Афонских, Кириака Отшельника, Анастасия, Герасима, прп. Пахомия с ангелом (более поздняя фреска зап. письма), Павла Фивейского, Моисея Мурина, ктиторов обители Григория Нового и Иоакима Макригениса (без нимба), держащих в руках макет мон-ря, Пимена Великого, Харитона и Стефана Исповедника.
На зап. стене - композиция «Страшный Суд». Ее центральная часть - «Поклонение Этимасии» - подписана: «Победное судилище Господа нашего Иисуса Христа»; на сопредельных стенах изображены сидящие на престолах 12 апостолов (по 6 с каждой стороны).
В живописи кафоликона, несмотря на преобладание традиц. канонов, в ряде композиций чувствуется зап. влияние (напр., изображение воскресшего Христа), спроецированное сквозь призму критской школы живописи, влияние к-рой на Св. Горе было ощутимо в течение неск. столетий. Характерной чертой росписи является размещение в кафоликоне большого количества св. воинов, в то время как образы преподобных сосредоточены в притворе.
пристроен в 1840 г.; росписи сер. XIX в. не сохранились. Вост. стена украшена фресками, выполненными И. Христидисом в 1980 г. (Богородица «Дверь спасения», преподобные Симеон Столпник, Григорий Новый, Григорий Синаит, пророки, свт. Николай Чудотворец, прмц. Анастасия Римляныня, «Гостеприимство Авраама» и др.). Над центральным входом снаружи помещена мозаика «Иисус Христос Страна Живых» с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом (худож. К. Макрияннис, 1985).
небольшой однокупольный храм. Входы устроены в зап. (со стороны двора) и юж. (со стороны притвора) стенах. Сохранилась масляная живопись сер. XIX в., ориентированная на западно-европ. образцы (Пантократор в куполе и евангелисты в парусах). Примерно в одно время с росписями был выполнен и резной иконостас.
Северо-западнее кафоликона, во внутреннем дворе мон-ря, находится небольшая ц. во имя прмц. Анастасии Римляныни, воздвигнутая в 1768 г. одновременно с кафоликоном и расписанная неск. годами позже. Иконостас 1769-1770 гг. был сооружен на средства игум. Иосифа. В кон. ХХ в. нартекс был украшен фресками, выполненными братией мон-ря.
Во внешнем дворе мон-ря, в зап. крыле, рядом с архондариком, располагаются одна над другой церкви св. Бессребреников (1-й этаж) и свт. Спиридона Тримифунтского (2-й), увенчанная куполом с высоким барабаном. Обе построены в 1892 г., при игум. Симеоне, и имеют в плане одинаковые размеры.
Др. 2 церкви - Богородицы «Живоносный Источник» (1-й этаж) и вмч. Димитрия Солунского (2-й) расположены в вост. части юж. стены. Эти одинаковые в плане прямоугольные церкви имеют алтари с 3 полукруглыми апсидами, не выраженными снаружи; с запада - притворы. Судя по времени постройки этого крыла, храмы были закончены в 1780 г. Верхний храм увенчан куполом на высоком барабане с окнами в каждой из 8 граней. Резные одноярусные иконостасы выполнены во 2-й пол. XVIII - кон. XIX в.
На 3-м этаже колокольни среднего крыла располагается небольшая ц. в честь Собора архангелов, имеющая внутри форму неправильной трапеции, построенная в 1775 г. на средства Кассандрийского митр. Григория, так же как и резной иконостас с иконами.
На 4-м этаже юж. части выстроенного в последнее время корпуса расположен храм во имя св. Иоанна Крестителя. В резном деревянном иконостасе размещены совр. иконы визант. стиля.
За оградой мон-ря, в 6 м от его юго-вост. угла, находится кладбищенский храм во имя Всех святых. По афонской традиции монахов погребают вне мон-рей, но для особо почитаемых старцев и иноков иногда делается исключение. Так, в Г. м. рядом с юж. внешней стеной кафоликона находится надгробие архиерея, вероятно Григория Кассандрийского или Дамаскина Фессалоникийского. Как правило, на афонском кладбище имеется 2-этажный храм, на нижнем этаже (или в полуподвале) к-рого размещается костница. Захоронение монахов производится в земляную могилу с каменными стенками, к-рая закрывается затем каменной плитой и засыпается землей, а через 3 года останки извлекаются и помещаются в костнице. В наст. время на кладбище Г. м.- 8 могил.
Прямоугольный в плане бесстолпный храм имеет алтарь с 3 невыраженными снаружи апсидами, с запада - нартекс. Входы в нартекс и основной храм расположены с юж. стороны, где пристроены каменные лестницы. Нартекс и основной храм снабжены низкими полусферическими куполами без барабанов, к-рые вместе с алтарным выступом покрыты одной крышей из природных каменных пластин. Судя по ктиторской надписи на юж. стене нартекса, храм был построен в 1728 г., т. е. уцелел от пожара 1761 г. и является одним из самых древних в мон-ре. Др. ктиторская надпись сообщает, что росписи были закончены в 1739 г. иждивением братьев иеромонахов Нектария и Митрофана (Вениери; первый упом. как ктитор постройки храма). В алтаре и наосе план росписи традиционный. В нартексе преобладает тема прославления Господа (иллюстрация хвалитных псалмов), композиции к-рой занимают купол и юж. части вост., зап. стен и свода: в куполе - Спаситель, в подкупольной зоне - символы евангелистов и 7 ангельских чинов со словами из хвалитных псалмов, ниже - солнце, луна, звезды и зодиакальный цикл; в барабане - «Танец хвалы», где во главе с царем Давидом танцуют юноши и девушки, с муз. инструментами в руках, в ветхозаветных, визант. и национальных греч. одеждах периода тур. владычества; на стенах и сводах - изображения упоминаемых в хвалитных псалмах чинов, тварей и природных явлений. В сев. части нартекса - «Страшный Суд». Над входом из нартекса в храм находится изображение Св. Троицы в виде фигуры с 3 головами и 3 парами благословляющих рук. Резной 4-ярусный иконостас современен стенным росписям.
На пристани располагается здание нового архондарика, где в 1992 г. была устроена небольшая ц. во имя новомучеников Рафаила, Николая и Ирины, пострадавших на Лесбосе. Иконы для иконостаса написаны братьями мон-ря. Потолок плоский и деревянный, никакого подобия купола снаружи кровли не имеет. Храм во имя свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, размещается на 2-м этаже здания для хранения и ремонта лодок на пристани Г. м. Храм был освящен в 1821 г.
В 150 м к востоку от мон-ря, среди садов и огородов, находится небольшой, современной постройки храм покровителя садоводов мч. Трифона.
На берегу потока, являющегося границей Г. м. с мон-рем Симонопетра, в 50 м от берега моря, стоит келлия прор. Илии. На 1-м этаже располагается старая водяная мельница, на 2-м - недавно устроенный маленький храм во имя этого святого. Примерно в 200 м выше по потоку расположены естественные пещеры, где, по преданию, подвизались прп. Григорий Синаит и свт. Григорий Палама.
На расстоянии примерно 700 м к юго-востоку от мон-ря находится кафизма преподобных отцов, во Св. Горе Афонской просиявших,- отдельно стоящие небольшой храм и келлия. Алтарь в храме 2-апсидный, полусферический купол без барабана покрыт каменными пластинами. Кафизма была отстроена подвизавшимся здесь в сер. XIX в. мон. Лонгином, отреставрирована в 1976-1990 гг. Ранее на этом месте была келлия св. Архангелов, где, по преданию, в 1761 г. произошло явление Иоакиму Макригенису свт. Николая Чудотворца, повелевшего ему восстанавливать мон-рь после пожара.
Севернее этой кафизмы, на расстоянии примерно 1 км к востоку от мон-ря, расположена кафизма Пресв. Богородицы. К зданию кафизмы с востока примыкает небольшой храм в честь Успения Пресв. Богородицы (1765). Его полусферический купол без барабана опирается на 4 колонны, прилегающие к стенам. Резной иконостас был создан в сер. XIX в. Кафизма существовала и ранее 1765 г., т. к., по преданию, здесь одно время жил в послушании у 2 старцев прп. Акакий Новый Кавсокаливит († 1730).
На расстоянии 30 м к юго-востоку от кафизмы Пресв. Богородицы находится пещера, где, по преданию, подвизался прп. Григорий Новый с учениками до основания Г. м. Пещера представляет собой вытянутую к востоку прямоугольную полость (внутренний размер 4,63´ 2,50 м), в вост. части к-рой есть небольшое возвышение и стоит аналой. Пещера с зап. стороны отгорожена каменной стеной с дверным проемом, через к-рый внутрь попадает свет.
К востоку от пещеры в получасе ходьбы находятся развалины кафизмы св. Апостолов, где в древности монахи укрывались от пиратских набегов. Новая церковь воздвигнута на этом месте в 1997 г.
В 2 ч. ходьбы к северу от Г. м. расположена келлия ап. Иоанна Богослова. На 2-м этаже кроме 5 келий и др. помещений есть храм во имя этого святого. Здание келлии было построено в 1875 г. известным подвижником Хаджи-Георгием как временное жилище при постройке келлии св. Стефана (в 200 м к юго-западу) и после переселения его туда отошло Г. м. Теперь это здание используется как домик лесного хозяйства обители, неподалеку находится монастырская лесопильня.
Келлия св. Стефана, также принадлежащая мон-рю, упоминается в вакуф-наме 1561 г. как имеющая 6 келий и 6 церквей. В 1875 г. она была предоставлена монахам братства старца Хаджи-Георгия. Видимо, прежние здания не сохранились, и в 1876 г. был заново построен и освящен храм во имя первомч. Стефана, от к-рого в наст. время остались только фрагменты стен. В 1995-1997 гг. мон-рь обустроил находившиеся на этом месте 3 домика лесорубов для кафизмы и на новом месте построил ц. во имя св. Стефана.
В 200 м к северо-западу от келлии ап. Иоанна Богослова, в дубовом лесу, на возвышенности, как место уединенной молитвы и одновременно пост пожарного наблюдения (такая необходимость возникла после катастрофического лесного пожара в 1990) с 1997 г. располагается кафизма прор. Илии. Храм встроен в здание кафизмы, на ее крыше размещается наблюдательный пункт.
В 20 мин. ходьбы к северо-западу от мон-ря располагается кафизма вмч. Артемия с одноименным храмом, построенная в 1870 г. григориатским мон. Амвросием (в схиме Артемий). Позднее она была выкуплена братством старца Агафангела Кавсокаливийского, а в XX в. пришла в запустение. Восстановлена в 1989 г. и используется для особого молитвенного уединения братии.
В монастырских виноградниках расположена кафизма св. Георгия «в винограднике» с маленьким храмом во имя вмч. Георгия Победоносца, устроенном в 1979 г.
В Г. м. хранятся 2 чтимые иконы Божией Матери - «Млекопитательница» (XV в.) и Григориатская икона Божией Матери (греки называют ее «Всецарица» или «Палеологина»), подаренная Марией Асениной Палеологиной, супругой Александра, сына молдав. господаря Стефана Великого.
В каталоге 1775 г. (Cod. 154. Fol. 182b) числится ок. 30 крупных частиц мощей святых, впосл. были приобретены и другие, так что в наст. время в Г. м. находится более 100 реликвий и мощей разных святых. Из них следует особо выделить часть Животворящего Креста Господня, частицу мощей свт. Николая Чудотворца, часть главы и палец прп. Григория Нового (остальные его мощи находятся в мон-ре Горняк в Сербии) и значительную часть мощей (обе голени, левая ступня, правая рука с кожным покровом) прмц. Анастасии Римляныни. Имеются части глав сщмч. Дионисия Ареопагита, вмч. Иакова Персиянина, свт. Григория Богослова, мц. Фотинии Самаряныни, свт. Григория, Просветителя Армении, мч. Кирика, свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, прп. Силуана Афонского и преподобномучеников, убиенных турками на горе Пендели. В мон-ре также хранятся правая рука свт. Григория Богослова, правая рука св. бессребреника Дамиана, левая рука новомч. Николая Пантопольского, крупные частицы мощей прп. Макрины, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, первомч. Стефана, ап. Андрея Первозванного, свт. Игнатия Богоносца, патриарха Иоанна Милостивого, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Пантелеимона, сщмч. Харалампия, свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, вмц. Варвары, мучениц Кириакии и Иулитты.
Пострадавшая от пожаров б-ка Г. м. считается небольшой по сравнению с книгохранилищами др. афонских мон-рей. Она разделена на рукописный отдел, содержащий 297 манускриптов IX-XIX вв., и отдел печатных книг (15 тыс.), среди к-рых есть неск. инкунабул. Бо́льшая часть рукописей относится к поствизант. периоду (после 1453). 11 манускриптов выполнены на пергамене, остальные - на бумаге. Из лицевых рукописей наибольший интерес представляют Псалтирь XII в. (Cod. 3m), украшенная миниатюрами с изображениями царя Давида и прор. Моисея и заставками, Евангелие тетр XIII в. (Cod. 2m) с 4 миниатюрами и заставками, «Описание Святой земли» 1680 г. (Cod. 139m) с 29 миниатюрами, изображающими храмы, мон-ри и святыни.
Самыми древними актами, хранящимися в архиве Г. м., являются тур. сюрет от 1429 г. и вакуф-наме (грамота на право владения монастырской собственностью), выданная в 1561 г.
Особую ценность имеет состоящий из 6 л. отрывок из произведения «Пастырь Ерма» (Cod. 96, XIV в.), первые 3 листа к-рого были похищены из Г. м. в XIX в. К. Симонидисом и в наст. время хранятся в Лейпциге. Григориатский фрагмент «Пастыря Ерма» является 2-м по древности сохранившимся списком этого произведения.
Посланный патриархом Никоном на Афон Арсений (Суханов) привез из Г. м. ряд рукописных книг (1654). В наст. время в ГИМ хранятся 3 рукописи с пометой о принадлежности их Г. м.- № 213, 260, 261 (Фонкич. 1977. С. 102). Известно, что в стенах мон-ря велось и слав. книгописание: так, в 1518 г. здесь был изготовлен серб. список «Повести о Варлааме и Иоасафе», хранившийся до второй мировой войны в мон-ре Шишатовац (Богдановић Д. Инвентар ћирилских рукописа у Jугославиjи: (XI-XVII вв.). Београд, 1982. С. 194).
В. Г. Григорович-Барский был последним, кому удалось ознакомиться с монастырским книгохранилищем в его полноте. В 1761 г. архив обители был уничтожен пожаром, монахам удалось спасти только чтимые мощи, хранившиеся в церкви. Григорович-Барский видел в Г. м. большое количество рукописей и хрисовулов; в записях он отметил ряд грамот, пожалованных обители валашскими господарями, а также выделил «хризовул славянский на пергаменте с печатию восковою раздельно висящею, Иоанна Деспота, имя имущ подписанное червленными буквами, дан года 7008 (1500)» (Григорович-Барский. 1778. С. 723), т. е. серб. деспота Иоанна Бранковича.
В 1844 г. В. И. Григорович писал о книгохранилищах мон-рей Г. м. и Симонопетра: «Тот и другой обеднели книгами. В первом несколько десятков книг и две, три рукописи, ничего не значащих; во втором, долго слывшем сербским, после истребления славянских, только церковные книги, греческие» (Григорович. 1877. С. 25).
В рукописном собрании еп. Порфирия (Успенского), пожертвованном им по завещанию в имп. С.-Петербургскую АН, имеются «Афонские акты» в 4 книгах; во 2-й кн. помещены среди прочих сведения о Г. м.: краткое сказание о прп. Григории Новом и заметка о милостыни царя Михаила Феодоровича (1625) этому мон-рю; 9 греч. актов 1628-1798 гг. (гл. обр. хрисовулы валашских и молдавских господарей-фанариотов Григория Гики и Александра Ипсиланти, сигиллии К-польских патриархов: Софрония II (1776), Герасима III (1794) и Григория V (1798)); выписки из книги для сбора пожертвований в России монахам Г. м.; помощь России, оказываемую Г. м.; записки о мон-ре Г. м. под названием «Мои заметки»; 4 приходо-расходных листа Григориатского мон-ря (Сырку. 1891. С. 269). В материалах под общим заглавием «Сочинения других лиц» в книге под № П Б 4 содержится среди проч. материалов «Описание афонских монастырей» эсфигменского игум. Феодорита (1817), переписанное в б-ке Г. м.
Болг. славист К. Д. Петкович, побывавший в 1852 г. на Афоне, отметил, что «в библиотеке монастырской нет никаких рукописей, а в архиве хризовулов: все истреблено и сожжено» (Петкович. 1865. С. 44).
В 1880 г. проф. Афинского ун-та С. Ламброс предпринял описание греч. рукописей, хранившихся в афонских мон-рях. Мн. афонские книгохранилища еще не были систематизированы, а предъявляемые монахами рукописи часто составляли лишь малую часть того, что хранилось в обители. Видимо, поэтому Ламброс выявил в Г. м. всего 155 рукописей, тогда как в наст. время в нем насчитывается 297 манускриптов. При этом хрисовулы он вообще не учитывал.